суббота, 21 марта 2009 г.

Взять бы все и поделить…

Спонсор выпуска компания InfoBox - БиЗнЕс под КлЮч

Делим имущество при разводе: как поступить с депозитами, паями в инвестфондах, кредитами и приобретенной на них недвижимостью? Помнится, о таком варианте раздела собственности в повести «Собачье сердце» мечтал Шариков. Смех смехом, но «собачья» идея нашла свое отражение в Семейном Кодексе Украины. В случае развода все совместно нажитое имущество супругов, как известно, делится пополам. Правда, по такому принципу просто разделить разве что столовый сервиз.

Разделы украинской светской хроники уже пестрят сообщениями о скандальных разводах. Семейное имущество делят губернатор Запорожья Евгений Червоненко и известный банкир Василий Горбаль. В начале лета злая пресса приписала развод даже миллиардеру Ринату Ахметову, но пока эта информация официально не подтвердилась.

Чем богаче супруги, тем громче скандалы вокруг их бракоразводных процессов. Им есть что делить и есть за что бороться. Адвокаты надолго загружены работой, в ход идет все: от компромата в прессе до откровенного шантажа. А может быть, стоит заранее все предусмотреть, чтобы в случае развода расстаться полюбовно?
Давай делиться

Известны три основных способа раздела имущества супругов, если терпеть друг друга они больше не в состоянии. Первый: по условиям брачного контракта, в котором заранее был расписан порядок раздела собственности, который бы устраивал обоих. Второй: раздел нажитого по факту развода. Ну и третий, самый радикальный: обращение в суд в течение трех лет после развода (срок исковой давности) и требование от бывшей «половины» того, что считаешь нужным.

Стоит ли говорить, что последние два способа пользуются наибольшей популярностью у наших соотечественников, а брачный контракт выбирают единицы?

Самыми трудноделимыми активами, часто оказывающимися поводом к судебным спорам, считаются депозиты, ценные бумаги (в том числе паи в инвестфондах), а также кредиты и купленная на них недвижимость. Финансовые активы, независимо от того, на чье имя они были оформлены, считаются общим имуществом семейной пары, если они были сформированы во время брака. Более того, общими они считаются даже независимо от того, кто именно вносил на счет средства – супруг или супруга. Исключением является ситуация, когда финансовые активы были приобретены после прекращения отношений в паре, но до момента официального расторжения брака. Естественно, самым явственным свидетельством прекращения отношений является разъезд супругов. Но такие факты нужно будет доказывать в суде.

Основной проблемой, о которую «спотыкаются» разводящиеся, является невозможность в один момент «сбыть» финансовый актив и разделить средства. С депозитными договорами, конечно, проще всего – их можно расторгнуть в любой момент. Правда, при этом, как правило, вкладчики теряют большую часть, если не все начисленные проценты. Один из возможных вариантов – договориться с банком и разделить вклад на два отдельных депозита с сохранением процентов. Но этот способ можно считать реальным только для VIP-клиентов.

Продажа ценных бумаг, свободно котирующихся на бирже, в теории возможна в любой момент. Но на практике все иначе. Гарантий, что быстро найдутся щедрые покупатели, нет никаких. Тем более, никто не может гарантировать, что продать ценные бумаги удастся с выгодой, особенно если развод совпал с периодом коррекции на фондовом рынке. То есть вполне вероятно, что часть активов при продаже будет потеряна. При этом придется заплатить комиссионные брокеру (около 1 – 2 % суммы сделки), рассчитаться с хранителем за операцию списания (10 – 20 грн.), а если активы будут проданы с выгодой, придется отдать налоговикам 15 % разницы между ценой продажи и ценой покупки ценных бумаг.

Намного проще переоформить часть ценных бумаг на имя бывшего супруга или супруги. В таком случае услуги брокера не понадобятся. Кстати, если «продать» активы по цене их приобретения, платить подоходный налог также не придется. Сделку можно оформить самостоятельно, обратившись к хранителю с просьбой списать бумаги и зарегистрировать их на имя другого человека.

Та же история с паями в инвестфондах. Для переоформления пая открытого фонда на имя бывшего супруга или супруги, достаточно обратиться в фонд и заявить об этом желании. Операция будет оформляться как купля-продажа пая. То есть общие расходы составят около 0,2 – 0,5 % стоимости сделки для каждой стороны. Также придется заплатить подоходный налог в размере 15 % суммы полученного дохода. Сложнее всего переоформить ценные бумаги интервальных и закрытых фондов, так как операции купли-продажи с их бумагами возможны только в строго ограниченные промежутки времени или вообще через длительный период времени. В этом случае придется искать покупателя на вторичном рынке, а сделать это, как мы уже сказали, не так-то и просто.
Раздел долга

Согласно Семейному Кодексу, общим считается не только совместно нажитое имущество, но и совместно нажитые долги. Поэтому оформленный на одного из супругов кредит или кредиты также придется делить на двоих. Если второй супруг давал согласие на его получение. :)

«В целом, данный вопрос будет решаться или сторонами по обоюдному согласию, естественно, при участии кредитора, или в судебном порядке. В этом случае, среди прочего, будет учитываться, кем и с какой целью брался кредит. Если денежные средства были использованы на семейные нужды, то, соответственно, независимо от того, кто был указан в качестве покупателя, на это имущество может быть обращено взыскание. Но, в общем, обязательства, в случае отказа кредитора что-либо менять, останутся у того из супругов, кто был указан в качестве заемщика в кредитном договоре», – говорит управляющий партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Михаил Ильяшев.

Как правило, банки не очень заинтересованы в переоформлении кредитов с одного лица на другое. Особенно это касается мелких, потребительских кредитов. То есть на кого кредит оформили в период брака, тому он в итоге после развода и достанется. Единственное утешение – имущество, приобретенное на кредитные деньги, также остается заемщику или же ему как минимум полагается большая доля этого имущества.

С ипотекой, правда, ситуация другая. Ради аккуратной выплаты столь крупного долга банкиры согласны повозиться с переоформлением. Допустим, ипотечный кредит был оформлен на мужа, а квартира по взаимной договоренности экс-супругов или по решению суда остается жене. В таком случае заемщику и его бывшей супруге необходимо обратиться в банк и объяснить ситуацию.

На практике сделать это проще, если есть постановление суда о том, что недвижимость переходит от заемщика к его жене. После предъявления банку такого документа он выдаст разрешение на снятие запрета на отчуждение квартиры. Далее квартира должна быть переоформлена в БТИ на имя супруги. После чего супруга уже на правах владелицы квартиры переподписывает договор ипотеки и кредитный договор. При этом банк, естественно, проверит платежеспособность нового заемщика, дабы быть уверенным в том, что должок все же будет уплачен.

Так что процесс переоформления кредита не так уж и прост, как может показаться.

«При разделе квартиры основополагающим будет считаться момент покупки квартиры – до брака или в период брака. Если кредит будет погашаться заемщиком самостоятельно, можно говорить о том, что это имущественно приобретено за счет личных средств. Любое дело можно повернуть в то русло, которое необходимо одной из сторон. Много чего будет зависеть от того, какие факты будут доказаны», – отмечает заместитель директора юридической компании «Консул» Ольга Козленко. Отметим, что факты прописки и наличия другого жилья в этом деле никакого значения не имеют и на право собственности никак не влияют.
В поисках сокровищ

Одна из проблем раздела финансовых активов заключается в том, что о существовании некоторых из них «вторая половина» может даже не догадываться. Ведь открыть депозит, в отличие от получения кредита, можно и без согласия супруги или супруга. То же касается и приобретения ценных бумаг и, в принципе, любого имущества.

Управляющий партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Михаил Ильяшев советует попытаться выяснить наличие «скрытых» активов путем инициации запросов суда в банки, кредитные союзы и прочие финансовые институции. «Практически все активы оставляют за собой следы. Однако выявить их не всегда под силу заинтересованной стороне. Так как суд, скорее всего, не истребует информацию у всех банков, интуиция заинтересованного лица может сыграть в этом деле решающее значение», – отмечает юрист.

Источник

Комментариев нет: