В детстве многие из нас что-то собирали: оловянных солдатиков, старинные монеты, открытки с популярными артистами, наклейки от бутылок. Особой популярностью пользовались почтовые марки. Со временем это детское увлечение помогло некоторым людям обрести свое место в жизни, став главным и весьма прибыльным источником дохода.
Чем больше «лихорадит» современную финансовую систему, тем больше людей ищут стабильные инструменты для размещения капиталов. В этой связи инвестиции в марки, монеты и предметы искусства вызывают повышенный интерес. И нельзя не признать, что приятное и увлекательное хобби – коллекционирование марок – стало сегодня серьезным бизнесом.
Знаки почтовой оплаты начали собирать сравнительно недавно. Филателия как предмет коллекционирования получила известность в первой половине XIX века и очень быстро приобрела множество поклонников. Заядлыми филателистами были президент Рузвельт, физики Эрнест Резерфорд и Альберт Эйнштейн, наш соотечественник физиолог Иван Павлов. Но кто бы мог подумать еще лет сто назад, что столь приятный вид собирательства превратится в мощный инвестиционный инструмент! По данным мирового лидера филателистического рынка компании Stanley Gibbons, в течение последних пяти лет ежегодный рост стоимости марок составляет 11,7%.
Филателистический рынок
Эксперты предрекают марочным инвестициям большое будущее. Но, как и в любом серьезном деле, в бизнес-филателии существует множество особенностей. Здесь практически невозможно добиться быстрого результата – если вы решились попробовать себя в маркобизнесе, запаситесь терпением лет на десять. В России, по утверждениям специалистов, цены на марочном рынке в среднем растут на 15% в год.
Цена предмета коллекционирования зависит в первую очередь от его редкости и уникальности. Прекрасно изданные, хорошо сохранившиеся марки не будут популярны у коллекционеров, если существуют в большом количестве. И наоборот, за маркой, выпущенной каким-нибудь русским земством позапрошлого века, изданной на некачественной бумаге и примитивными средствами, но сохранившейся в единственном или нескольких экземплярах, всегда ведется настоящая охота. Или, например, известны случаи, когда копеечные марки массовых серий так быстро расходились при почтовой рассылке, что коллекционеры не успевали делать запасов, и чистые, не проштампованные единичные экземпляры фантастически взлетали в цене.
Многое зависит также от места и даты гашения марки, кроме того, если марка сохранилась вместе с конвертом, ее цена повышается многократно. На «дефективные» марки всегда существует очень высокий спрос – их бракованные тиражи уничтожаются, зато уцелевшие экземпляры считаются раритетом и могут стоить целое состояние. Но следует понимать, что большинство марок отнюдь не уникальны и существуют в тысячах экземплярах – все известные филателисты начинали именно с них.
Маркобизнес по-русски
В девяностые годы прошлого века занятие филателией в России пришло в настоящий упадок, коллекционеры вынуждены были заниматься совсем другими делами. Марки почти перестали выпускаться. Сейчас отечественный филателистический рынок ожил, на него пришли люди с большими финансовыми возможностями.
На сегодняшний день объем российского рынка филателии составляет 80 млн долларов (мировой оборот – 10 млрд долларов). Немного на фоне других стран, но это огромный шаг вперед по сравнению с положением 10–15-летней давности, когда рынка практически не существовало.
Самыми дорогими российскими марками считаются экземпляры советского периода 1920–1930 годов, на них сейчас существует огромный спрос во всем мире. Особенно популярны серии с покорителями Арктики – летчиками и челюскинцами. Некоторые марки этой серии оцениваются в известных международных каталогах в 20 тысяч долларов. Очень ценятся экземпляры первых лет советской власти – с 1918 по 1922 год. Средняя стоимость советских марок 1937–1941 годов ежегодно увеличивается на 10%. За последние два-три года цены на марки времен Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет выросли в 3–5 раз. Кроме них в большом почете пребывают экземпляры дореволюционного периода и марки различных земств. Самые дешевые из земских марок стоят 50 долларов. Дореволюционные марки в зависимости от состояния и вида гашения оцениваются от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.
С чего начать
По мнению специалистов, для получения эффективного дохода сумма инвестиций должна составлять не менее 40–50 тысяч долларов. Популярные сейчас редкие марки довоенного советского периода стоят 25–30 тысяч рублей. При продаже в комплекте цена экземпляров существенно возрастает, и именно такие коллекции имеют наибольшую перспективу финансового роста. Старайтесь покупать марки не дешевле 50–100 долларов и подбирать из них комплект по определенной теме – чем интересней будет подборка, тем больше вырастут ваши доходы.
Кстати говоря, наличие денег в филателии решает далеко не все, главное – умение грамотно распорядиться своим капиталом. Самые преуспевающие филателисты – это люди с большим опытом коллекционирования и глубокими знаниями отрасли. Для успеха просто необходимо научиться разбираться в марках, постоянно следить за мировыми и отечественными тенденциями и уметь анализировать ситуацию. Это очень сложный рынок со своими законами и спецификой. Для знакомства с предметом можно использовать всемирно известные каталоги. Они не ограничиваются перечислением цен на экземпляры, а публикуют также массу полезнейших сведений и справок для филателистов. Большой известностью пользуется немецкий 11-томный каталог марок Michel. Сейчас эта компания начала выпускать отдельные специализированные каталоги русских и советских марок. Весьма востребованы филателистами каталоги фирм Stanley Gibbons, Yuert, Scott. Выпускаются новые качественные каталоги и в России: под редакциями В. Ляпина, В. Загорского, В. Соловьева. Хотя отечественные специалисты говорят о том, что цены на марки советского периода в этих изданиях бывают завышены на 25–30%, по ним можно проследить динамику и спрос на «родные» раритеты.
Кстати, если у вас нет времени для скрупулезного изучения марочной науки, не стоит отказываться от инвестиций. Грамотно распорядиться своими средствами вам помогут специалисты филателистического рынка. Вот, к примеру, одна из схем, которой можно воспользоваться при инвестировании в марки: около 20% средств вкладываем в современные марки разных стран (например, Великобритании, США, Германии), еще 10–15% – в советские марки периода 1920–1930 годов, а наибольшую часть средств инвестируем в марки классического периода филателии (от середины XIX до двадцатых годов XX века).
Без серьезных знаний и советов консультантов не торопитесь совершать дорогие покупки - рынок, к сожалению, наводнен подделками. Например, существует много фальшивых земских марок, упоминавшихся ранее. Их легко подделать из-за примитивности тогдашней типографской техники. Известные филателистические магазины прилагают сертификаты к наиболее редким и дорогим покупкам с заключениями авторитетных экспертов, но, по словам коллекционеров, спасает это далеко не всегда.
Филателистические аукционы у нас не так популярны, как на Западе, и обычно услуги по реализации ваших марок предлагают дилерские компании. В Москве, например, это известная компания «Гелос», которая кроме аукционов проводит и закрытые марочные торги.
Борис НЕФЕДЬЕВ www.pifinfo.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий