четверг, 14 мая 2009 г.

Зарабатываем с помощью франчайзинга

Одним из решения создания/продолжения бизнеса в условиях кризиса является система франчайзинга - соглашение об условиях совместной деятельности между компанией и дилером, согласно которому, последний получает право деятельности с использованием товарного знака компании, ее ноу-хау, маркетинговых приемов, технологии, рекламных возможностей, полуфабрикатов и т.д., расплачиваясь за это отчислением определенного процента с оборота или от прибыли, пишет ИнтерКредит.

Одним из решения создания/продолжения бизнеса в условиях кризиса является система франчайзинга - соглашение об условиях совместной деятельности между компанией и дилером, согласно которому,
последний получает право деятельности с использованием товарного знака компании, ее ноу-хау, маркетинговых приемов, технологии, рекламных возможностей, полуфабрикатов и т.д., расплачиваясь за это отчислением определенного процента с оборота или от прибыли, пишет ИнтерКредит.

Доступно и денежно

С помощью франшизы можно войти в уже действующие виды бизнеса. То есть предпринимателю не нужно находить и воплощать идею, а можно использовать чужую «крышу» для получения прибыли, то есть на определенных условиях получить в распоряжение все необходимые для старта бизнеса нематериальные активы.

Объект франчайзинга может быть разным – от фастфудов до торговли обувью. При этом непосредственное ведение бизнеса и его успеваемость зависит от пользователя франшизы. По этой схеме работают даже транснациональные корпорации (например, McDonald`s), не говоря уже о более мелких компаниях. Более того, владелец франшизы может даже не иметь собственных заведений, и только обеспечивать координацию деятельности всей сети.

Как уже сообщал ИнтерКредит, по данным Ассоциации франчайзинга в 2008 г. число франчайзеров в Украине выросло с 301 до 380 (+26%), бизнеса охватил 92 отрасли экономики (прирост за год +10 %), а количество точек в сетевом бизнесе выросло до 33,6 тыс. (+ 85%).

Разумеется, что часть украинских концепций заимствуется из западного опыта, особенно в сфере услуг для потребителей (доставка, клининг и т.д.). А в сфере бизнес-услуг предприниматели адаптируются под наш менталитет, используя мировой опыт. Более того, появляются собственно украинские франчайзинговые сети в тех сферах, в которых зарубежные аналоги либо по франшизе не работают, либо действуют на других принципах.

Плюсы-минусы

Этот бизнес привлекателен для всех сторон процесса. Франчайзи (пользователь лицензии) является собственником компании, а не наемным менеджером, и прямо заинтересован в положительных результатах и сведении затрат к минимуму. Он занимается текущим развитием бизнеса и решает все проблемы, связанные с персоналом.

Выгода заключается в известной торговой маркой (что уже определяет, по крайней мере, доверие покупателей) и необходимости вложить значительно меньше денег, чем это было бы нужно для создания собственного бренда. Франчайзи пользуется маркетинговой программой продвижения и рекламной поддержкой в национальном масштабе.

Привлекателен данный вид бизнеса и для франчайзеров (собственников бренда, технологии). Развитие по этой системе позволяет сравнительно быстро развиваться, по сравнению с самостоятельным построением сети, нет необходимости инвестировать огромные денежные средства в развитие и заниматься непосредственным управлением торговыми точками, распространение влияния своей торговой марки и т.д.

Разумеется, это вид бизнеса имеет и свои риски. Прежде всего, они состоят в «неподконтрольности» франчайзера и франчайзи друг другу. Снижение доверия к бренду (из-за черного пиара, сложностей материнской компании, судебных исков) отражается на всей системе. В случае неправильного выбора места расположения точки или неоптимальных условий аренды франчайзи может потерять все вложенные средства, так как изначально действует за свои средства и на свой страх и риск.

Следует отметить, что если бизнесмен намерен развивать собственную стратегию, постоянно ищет новые креативные решения – франчайзинг ему не выгоден. Также в условиях кризиса нужно учитывать общее снижение объемов организованной торговли, т.к. потребительские расходы украинцев резко снизились.

С другой стороны, существующие факты провалов в франчайзинге, как правило, не связаны с недостатками этого вида бизнеса, а являются результатом неправильного выбора концепции или стратегии продвижения бренда. Кроме того, вероятность провала во франчайзинге ниже, чем в других видах бизнеса. По статистике, из всех вновь открытых компаний в течение 5 лет 85% прекращает свою деятельность, а из тех, кто работает по франчайзингу, – лишь 14%.

Плата за бизнес

Пользователь франшизы платит взнос за получение лицензии на использование торговой марки в размере 5-10% от совокупной стоимости создания одной точки продажи, периодическую плату (как правило, в процентах от валового дохода), часть расходов на рекламу и др.

По данным Международной ассоциации франчайзинга, начальная плата для большинства франчайзи находится в диапазоне от $20-28 тыс. Периодические платежи в среднем варьируются в пределах 3-6% объема продаж. Средний объем инвестиций, который необходим для создания одной точки продаж, включая стоимость недвижимости, составляет около $320 тыс., но в ряде случаев может превысить и $1 млн.

Со своей стороны владелец франшизы обеспечивает повышение квалификации персонала, поддержку в управлении, проведение рекламной политики и предоставление оперативных услуг по требованию пользователя.

Следует отметить, что стоимость входа во франчайзинговый бизнес существенно различаются по отраслям. Если речь идет о клининге, заправке картриджей и прочих «неинтеллектуальных» услугах, то стоимость входа составляет всего $5-10 тыс., а вот ресторанный бизнес «потянет» сумму от $200 тыс. Чем популярнее торговая марка, шире возможности франшизы и выше стоимость первоначальных инвестиций, тем выше будет барьер входа.

В некоторых случаях договор предусматривает и такие условия: оператор арендует помещения франчайзера, покупает именно у него оборудование, необходимые материалы, мебель. Впрочем, франчайзер может обеспечивать покупателя франшизы и персоналом.

Кроме того, в большинстве случаев, когда стоимость входа составляет от $100 тыс. существуют жесткие условия по наличию торговых помещений – часто требуют, чтобы у франчайзи даже в момент обращения были заключены долгосрочные договоры аренды на 3-5 лет либо имелось помещение в собственности, причем его уровень должен соответствовать уровню бренда.

Автор: Андрей Алексеенко
Источник

Комментариев нет: